Коллекция шедевров - это одиозные, с моей точки зрения, проекты домов и архитектурные решения, популярные теперь среди застройщиков, архитекторов и дизайнеров. Попробуем разобраться, что такое разные стили, новые направления и модные тенденции в частном домостроении.
Почему, например, это кладезь ошибок? Давайте разберёмся…
Начнем с деталей:
1. Плохая инсоляция помещений. Огромная, глубоко затеняющая окна второго и даже первого этажа лоджия в нашем климате совершенно неуместна. Для средиземноморья низкий, нависающий над балконом козырёк (видимо, дизайнерский изыск) был бы находкой - спасением от полуденного солнца.
2. Гараж в подвале - в нашем климате вещь утопическая в буквальном смысле слова.
3. Конструкция крыши: снег с неё падает ровно на пандус - въезд в гараж и на крыльцо перед входом. Дворник к такому дому, видимо, должен прилагаться по определению.
4. Открытый фасад с выпущенными боковыми стенами не защищен от осадков, стены намокают и разрушаются от циклов замораживания - размораживания.
Вы думаете это архитектура такая? Да, это такая архитектура - архитектура домиков в западной Европе. Дефицит места, теснота, берущая начало в средневековье делает застройку улицы похожей на нарезанный торт-полено , где разновысотные, разноформатные дома прилеплены боковыми фасадами друг к другу . В таком состоянии к дому только два подхода: с фронта и с тыла (двора), потому как слева и справа - соседи.
Для сохранения добрососедских отношений один дом должен кончаться, другой начинаться, никаких выступов, навесов, крыш, антенн, кондиционеров и других излишеств, выступающих в сторону соседа, быть не должно. Кончилась твоя территория, значит, кончился твой дом, значит, начался другой - чужой дом и чужая территория. Торчит твой голый фасад и всё, в сторону соседа - ни-ни, такой менталитет.
Дом этот вырван из контекста тесной западноевропейской улочки и вынесен в чистое "русское поле". Такое впечатление, что улицу снесли, а дом одиноко остался стоять последним , как спортивный автомобиль, неизвестно откуда взявшийся на окраине села Клюевки.
Еще пара неудачных попыток копирования.
Вот ещё дома , что их объединяет? Чем они похожи? Чем они хороши или плохи? Может, такой приём красив несказанно? Не знаю, на вкус товарища нет, а вот логические несуразицы видны невооружённым взглядом. Зачем, спрашивается, тянуть крышу с первого этажа и превращать её потом в мансарду, в то время как проще и логичней сделать обычный второй этаж и накрыть его крышей. Просто и понятно. Чего на ровном месте изыски придумывать?
- Тюфяк ты необразованный, - скажут мне продвинутые архитекторы, - не понимаешь ничо в дизайнах, так и неча тебе со свиным рылом в калашный ряд лезть! Дома эти во французском стиле архитектурном, стиль это такой - французский! -
Да, действительно французский стиль, достаточно посмотреть на Париж с Эйфелевой башни. Похоже, правда? Только крыши сначала были обычные, как у любых нормальных домов, это потом, позже, когда население росло, а возможности не позволяли, народ французский, как Карлсон, крыши обживать начал. Впрочем, Карлсон, попав в Париж, бездомным оказался бы, там всё места на крыше уже людьми давно заняты.
Попробуйте угадать, как выглядела крыша первоначально? Подскажу, обрамлённые камнем окна были изначально, таким дом спроектировали и построили более века назад, окна, нарезанные в крыше, - новодел. Улучшили эти дополнения архитектурный облик? Вам виднее…
Людей, которые живут под крышей по необходимости, мансарду обустраивают, я понимаю. Сначала в парижских мансардах селились прислуга из провинции, бедные студенты и другой народ, который не мог себе позволить роскошь - жить в нормальной квартире. И сейчас, когда стоимость метра квадратного в обычной квартире такого дома приближается к паре десяток тысяч евро, я людей, живущих в мансардах, тоже отлично понимаю. Голод - не тётка, тут не до красот, не до архитектурного облика: насверлить-нарубить-нарезать окон в крыше и жить, это понятно!
Мне непонятно, когда проектируют дом-дворец, бюджет которого ограничен только "фантазией владельца", а архитекторы предлагают и применяют решения, мягко говоря, характерные для жилья студентов и дворников. Вырывают из контекста городской среды, из застройки позапрошлого века последний этаж многоэтажного парижского дома с мансардой и ставят у нас на землю в лесу или в поле. Вот уж, он тут нужен как в русской бане лыжи или пассатижи….
Заставь архитектора, который всю жизнь проектировал сараи, создать дворец - он нарисует богатый сарай! В результате получается богатый дворец для нищих. Впрочем, как правило, в таких домах и живут разбогатевшие сегодня вчерашние нищие. Заказчик и архитектор остались довольны - эти люди нашли друг друга и прекрасно поладили.
Главное в работе архитектора - угодить клиенту! Архитектор ведь не виноват, что клиент такой. Заказчика, как и родителей, не выбирают (не многие могут позволить себе такую роскошь).
Впрочем, такие заказчики сами копают себе яму, в которой потом окажутся.
Следуя примерно такой логике:
- Ты думаешь, что можешь давать мне советы, рекомендации? Значит, ты думаешь, что ты умнее меня? Если ты умнее меня, то почему ты беднее меня? А раз Я - богаче, раз Я - заказчик, так заткнись и слушай то, что Я тебе скажу! Умничать в другом месте будешь (потом), если разбогатеешь, как Я. -
Лично я такого прецедента, чтобы архитектор был богаче заказчика, не знаю.
Но это уже было лирическое отступление….
Нормандия - западное побережье Франции - населена выходцами из скандинавских стран - бывшими викингами, беспощадно сметавшими на своём пути всех и вся. Атлантика в целом, Бискайский залив в частности, скажу вам, не подарок. Ветер порывами от слабого до "мало не покажется". На столиках в открытых кафе, даже бокалы для вина ставят не как обычно, а складывают в "замок", чтобы не падали от ветра, не катались по столу и не бились.
Влажный воздух с океана, дожди, сырость, но при этом тепло, но не жарко и солнечно. То есть так: солнце, свежий бриз и вдруг туча чёрная, двадцатиминутный ливень, как из ведра, как будто под водопад попал, потом опять солнце. Вот такая там погода. Оттого там яблоки растут уникальные, и солнце, и полив, всё, как доктор прописал. Из яблок этих, только там яблочный коньяк делают - кальвадос - 40%.
Да, о чём это я…. А?! Вот такие там домa ...
Посмотрите! - скажете вы, - да там одни мансарды! Что, у них тоже жилья дефицит, как в Париже? Что все под крыши жить забрались, от нищеты? Нестыковочка в концепции получается….
Всё нормально: нестыковочек никаких нет.
Была бы возможность закрыть весь дом крышей, нормандцы весь дом состоящим из одной только крыши сделали бы, а так, к сожалению, в домах еще и стены присутствуют. Впрочем, многие и стены в крыши превратить не прочь - отделывают их кровельными материалами - натуральной каменной черепицей (сланец), и непонятно уже: стена это или крыша.
Вроде вертикальная - значит, стена, но под черепицей, как крыша… Крыша по логике, это некая конструкция, которая накрывает сверху целое - основное, а тут она и есть и некая конструкция, и целое-основное в одном флаконе. Когда три четверти дома занимает крыша, вроде это и не крыша уже, а нечто большее, это, собственно, и есть дом, на три четверти состоящий из крыши. Конечно, - ответит нормандец, - это уже не стена и ещё не крыша - это наклонная стена, облицованная кровельным покрытием! Вот так, дом, состоящий из наклонных стен!
Посмотрите, как дома приспособлены к ливням, закрыто всё, что можно от дождя закрыть, даже ящики цветочные. Окна на фасадах не просто из-под навесов выглядывают, тут навесы - капюшоны сделаны , чтобы косой дождь не достал, а ещё такое решение уменьшает парусность крыши дома, особенно актуальной эта тема становится во время шторма-урагана. Окна от этого затеняются, конечно, но света и солнца там больше чем у нас, потому достигнут компромисс между дождём и светом, из двух зол люди стараются выбирать меньшее.
Водосточных труб немного, система водосточная рассчитана на легкий, моросящий дождик. Почему? - удивитесь вы.
Потому что с потоками воды при ливне никаким водостокам не справиться, бесполезно всё! Вопрос решен по-другому: крыши меняют внизу угол наклона на меньший - получается трамплин, который позволяет подальше от стен отбросить каскадами льющуюся воду. Такой же строительный приём применяли наши предки в деревянном домостроении, чтобы подальше увести влагу от нижних венцов сруба .
Для отделки фасадов зданий даже корабельные технологии применяют: натуральным тиковым деревом фасады облицовывают , как палубы на кораблях! Впрочем, и для настила на пляже такие решения - находка . Дорого, но долговечно!
Здорово, скажете вы, - а у нас в России такие красивые дома можно построить?! Конечно, конечно, можно! Сейчас при наличии денег можно построить, что угодно и где захочется, без проблем! Вот вам настоящий нормандский дом с крышей покрытой натуральной керамической черепицей, которую специально привезли из Европы (серьёзно, без иронии) .
Хороший, красивый, честный нормандский дом на участке ... 15 соток, зажатый в деревенской застройке. Вымрет он тут у нас со своей черепичной крышей, как мамонт, точнее, как "француз в 1812 году". Дом похож на затравленного дикого зверя в клетке, ему земли хотя бы полгектара ... тогда подобный дом смотрится!
При детальном и трезвом изучении сих красот возникают мысли:
Ну, зачем нам навесы - капюшоны над окнами, дождей таких у нас раз в пять лет случается, а вот темно от них будет каждый день, особенно зимой.
Крыши из натуральной каменной черепицы зимой у нас при обледенении … Короче, вода под них попадает, да и дорогие они баснословно, лучше на железо или медь двухфальцевую поменять, или на металлочерепицу. (Уже смешно!).
Окон маленьких очень много в крыше понарезано, зимой половину из них снегом заметет, а в Нормандии снег большая редкость.
Крыша такая крутая, высокая нам для чего? Участок чтобы затеняла? Крышу - пологой сделаем…
И так далее, и тому подобное….
В результате получится совсем другой дом, затруднительно сказать на что похожий. Впрочем, почему затруднительно? Вот , почувствуйте разницу. Простой дом отделали под фахверк и клиентов ищут. Кто ищет - тот всегда найдёт!
Нет, поймите меня правильно, против домов этих я ничего не имею, дома - обычные, не лучше и не хуже сотен других. Нет, я понимаю, что это маркетинговый ход такой. Обидно, неужели клиенты этой замечательной строительной компании так глупо выглядят? Думаю, нет! Зачем же так к ним подходить?
Как будет выглядеть хозяин такого "шедевра", когда скажет, что это дом в "нормандском" стиле - у меня проект "Нормандия". Я бы, на его месте со стыда сгорел:
Во первых, какой это к чёрту нормандский дом?! Представьте себе комичность ситуации, когда владелец горбатого запорожца заявит, что его авто сделан в стиле Porsche 911 Carrera Coupe.
Во вторых, зачем у нас в России оказался "нормандский" дом, что он тут делает? Отчего же, заметит читатель, ведь существуют рестораны итальянской, китайской и разной другой кухни, ведь хочется попробовать чего-то необычного. Конечно, хочется, но попробовать! Кто из читателей примет решение питаться блюдами итальянской или китайской кухни всегда, постоянно, всю оставшуюся жизнь, и лишь изредка пробовать свою родную еду! Хотелось бы посмотреть на желающих!
Замечательный автомобиль Porsche 911 Carrera Coupe! А на охоту зимой на нём можно ездить? Конечно, можно! Вот только его нужно "немножко доработать" до … кондиции внедорожника (Porsche Cayenne) и тогда уже ездить на охоту.
Цитата с сайта одной очень уважаемой строительной фирмы:
"Начнем с проектов. Чаще всего подходящими для строительства в наших климатических условиях становятся проекты канадских архитектурных бюро, разработанные специально для провинции Квебек. Эту провинцию населяют европейцы - выходцы из Франции, чьи традиции устройства жилья подобны нашим." (!!??)
Я об этом раньше как-то не думал - что у нас с французами "традиции устройства жилья подобны"! Город Квебек точно находится на широте Парижа. А город Париж находится на широте южнее Киева и Харькова - стоит только на глобус глянуть. При этом 90% населения Канады проживает на границе с США в самой южной - тёплой части страны, а севернее, на широте Москвы там вообще нет никакого населения, и дома там совсем не те, что на юге.
Листая канадские проекты, первое, что бросается в глаза, это сложная конфигурация фасадов и крыш: обилие крыш, крышечек, разнообразных пристроек и надстроек, огромное количество прочих "скворечников" - мансардных окон, торчащих откуда только можно на все стороны света. Картина маслом: "Весна. Скворцы прилетели."
Говорят, это архитектура такая - канадская.
Реально дело обстоит так: заселилась семья в одноэтажный дом с огромным чердаком. Сначала людям хватает первого этажа, потом благосостояние улучшается, семья растет, хозяин вылезает на чердак, прорубает на крыше мансардное окно, "скворечник", обустраивает там комнату, например, для сына, потом для дочери и так далее, пока вся мансарда не будет занята. То же на первом этаже. Семья большая, есть на кухне тесно, пристраивается дополнительная столовая, кабинет, мастерская и т.д., каждая под своей отдельной крышей (крышечкой). Таким образом, основной дом - сарай - со временем обрастает пристройками, надстройками, которые, как "матрешки", торчат одна из-под другой, каждая под собственной кровлей.
Вся эта картина почему-то производит на нашего неискушенного соотечественника завораживающее, неизгладимое впечатление. Пробегает мимо "канадский" архитектор и думает, какой дом новый, такого проекта в моём каталоге канадских домов ёще нет (ведь каждый частный дом уникален). Обмерил, систематизировал, разместил в своём каталоге. Теперь в нём уже не 1476050327, а 1476050328 проектов домов. Одним проектом больше - хорошо, большой каталог получился!
Дома по канадским проектам, как правило, находятся в одном, максимум в двух уровнях. Реализовать дом в одном уровне 150-250 метров не всегда возможно из-за большой площади застройки, учитывая участки относительно небольших размеров (10-20 соток). Так средний канадский дом займет практически половину нашего участка, что неприемлемо. Необходимо отметить, что эти дома отапливаются электричеством; котельное помещение там либо очень маленькое, либо вообще отсутствует как класс. Построены канадские дома по так называемой каркасной технологии, из фанеры, гипсокартона и утеплителя. Толщина таких стен значительно меньше стен из камня, поэтому попытка механической адаптации канадского проекта для наших условий сразу наталкивается на ряд трудностей и у обычного гражданина к успеху не приводит. Ну, перерисовал. Увеличил толщину стен - уменьшились помещения. Увеличил помещения - изменилась конфигурация и пропорции дома. Врезать котельную непросто - "из песни слово не выкинешь" (и не вставишь). Получается вообще другой проект, на первоначальный не похожий, который уже не нравится.
Дома в испано-итальянском стиле накрыты пологой черепичной крышей, что для нашего климата совершенно неприемлемо (см. Крыши) . Жилища обстроены балконами, галереями, открытыми и закрытыми террасами и прочими приспособлениями, являющимися убежищами от жары и убийственного летнего полуденного солнца: там тень и камень, дающий приятную прохладу.
У нас таких дней в году - по пальцам сосчитать. Во все другие дни балконы пустуют, там сумрачно, холодно и безжизненно, находиться там неприятно. Террасы затеняют дом, препятствуют проникновению света в комнаты. Владельцы домов по мере возможности застекляют эти балконы , пытаясь превратить их в помещения, представляющие хоть какую-нибудь практическую пользу . Посмотрите на остекление балконов и лоджий в городах.
Граждане! Не устраивайте в своих домах бесполезные балконы и лоджии! Не обкладывайте воздух кирпичами! Примените этот полезный строительный материал для создания теплых жилых помещений, которые, как и деньги, лишними никогда не бывают. Делайте прозрачные навесы из поликарбоната - они не затеняют помещений (летом) и защищают от осадков!
Статья написана в 2004 году.