В этой статье я, предвидя возникающие вопросы, сразу хочу осветить соображения, которыми я руководствуюсь при проектировании домов. Особенностью моего метода работы является то, что я проектирую все части и разделы дома в комплексе. Я разрабатываю архитектурно-планировочные, конструкторские решения и одновременно продумываю инженерные системы дома. Я встраиваю в несущие внутренние стены из моего любимого полнотелого кирпича шахты для вентиляционных каналов, дымоходов, канализационных стояков, отчетливо понимая, как при этом будут трассироваться трубы отопления, размещаться сантехнические приборы с подводом к ним напорных трубопроводов и канализированием стоков от них.
Такой комплексный, синтетический метод проектирования в корне отличается от обычного, принятого сейчас, когда домом занимается толпа разнообразных специалистов, начиная с профессиональных архитектора, конструктора и заканчивая узкими специалистами по «привинчиванию» к зданию разнообразных инженерных систем. При проектировании, «в одной голове» становится возможным органично сопрягать, согласовать и оптимизировать все части и системы дома, максимально упростить их, ибо простота есть залог успешной эксплуатации и надёжности дома в будущем.
Я проектирую жизнестойкие дома. Это главная тема моей работы и моего сайта. Жизнестойкость реализуется в устройстве самого здания, его инженерных систем, заложенных в него архитектурно-планировочных решений, повышающих, к тому же его потребительские качества. Каждый проект я стараюсь реализовать в разных вариантах — с гаражом или без гаража, с цокольным этажом (подвалом) или, с малозаглубленным фундаментом и утеплёнными полами по грунту ( МЗУФ ).
На сайте вы можете увидеть и исследовать здание со всех сторон — поворачивая, приближая и удаляя трёхмерную модель. Онлайн, каждый проект. Это подтверждает, что все эти проекты сделал я сам, а не «заимствовал документацию» или идеи из каких-нибудь других источников. Потому как сделать 3D модель на каждый дом, если ты сам его не спроектировал, дело довольно хлопотное. И наоборот, — если дом конструировал сам, то модель уже существует раньше документации и выложить её в открытый доступ даже легче, чем нарисовать картинку. Модели выложены без внутренних стен для облегчения интернет трафика. К слову, я не встречал ни одного сайта, на котором бы были выложены в трёхмерном виде ВСЕ демонстрируемые проекты. Приятного просмотра и выверенного, разумного выбора!
Про крышу
Мы уже знаем, что идеальная крыша – это крыша чердачного типа. При прочих равных условиях, там, где есть возможность, я стараюсь делать крышу типа «холодный чердак», но не простую, а ЖИЗНЕСТОЙКУЮ ДВОЙНУЮ КРОВЛЮ.
Такая крыша имеет два кровельных покрытия и следовательно, двойной запас надёжности. Первое, основное покрытие это холодный навес по деревянным конструкциям на плоском несущем основании — суть обычный чердак. Второе, — аварийное кровельное покрытие (пол чердака) — инверсионная кровля с утеплителем из крошки пеностекла по плитам перекрытий верхнего этажа, с внутренним сливным стояком. При повреждении основной кровли вода попадает на пол чердака просачивается сквозь крошку пеностекла (не ухудшая его утеплительные свойства) и далее, по битумной гидроизоляции, лежащей на разуклонке по плитам перекрытия, стекает в сливной стояк расположенный внутри дома. В случае повреждения основной кровли, например, ураганом, упавшим деревом или (не приведи, Господи) непрямым попаданием снаряда, в таком доме можно будет жить без ремонта основной кровли сколь угодно долго.
Цена вопроса, по сравнению с обычным чердаком – сливной стояк во внутренней стене, разуклонка по плитам перекрытий, и гидроизоляция доступными кровельными материалами поверх разуклонки. Кто хочет, реализует эту концепцию, кто не считает нужным, не реализует… Мое дело изначально заложить такую возможность.
Я проектирую кровлю с дополнительной защитой от жары. Обычно проектировщики и строители крыш у нас совершенно игнорируют эту проблему. Они решают только проблему не протекания кровли, — если крыша не течёт это уже отлично, а то, что в помещениях под ней может быть жарко это не их проблема, «купите кондиционеры – всего и дел-то».
В чердачных помещениях проблема не так актуальна, но цена решения этого вопроса мизерна – под свесами кровли необходимо оставить щели между досками (или применить сайдинг с перфорацией) для притока воздуха под кровлю с улицы. Сверху кровли в наивысшем месте нужно оставить проём закрытый дополнительным зонтиком. На проектах показаны коричневые (из меди) колпаки-зонтики. Благодаря такому решению, в чердачном помещении летом происходит интенсивная вентиляция, с горячим воздухом уходит основная доля лучевого тепла нагревающего кровельное покрытие.
Там где по архитектурным соображениям нельзя сделать чердачную кровлю, делается мансардная кровля также с увеличенным воздушным продухом (минимум 10 см), с забором воздуха из-под свесов крыши снизу и выходом в небольшой холодный (необслуживаемый) чердачок под коньком крыши. Откуда горячий воздух выходит в боковые окна для вентиляции. Там, где нет места для окон, устанавливаются вентиляторы, включающиеся от механических термостатов. При повышении температуры в чердачке вентиляторы принудительно выбрасывают перегретый воздух наружу, осуществляя охлаждение подкровельного пространства.
В домах по моим проектам снег с крыши не валится на голову людей — это одно из требований жизнестойкости.
Про перекрытия
Все перекрытия этажей проектируются из пустотных плит перекрытий стандартного размерного ряда кратного по длине 30 см. В том числе перекрытия последнего (чердачного) этажа, несмотря на то, что на них нет нагрузок. Это несколько дороже, чем делать перекрытие из дерева, но такое решение несет массу положительных качеств перевешивающих стоимостной недостаток. Это быстро, это прочно, это позволяет надстроить дом в будущем еще одним этажом, это упрощает конструкцию основной деревянной кровли и даёт возможность использовать на чердаке любой утеплитель (хоть сено) и, в конце концов, реализовать вариант «жизнестойкой двойной кровли».
Перекрытие собранное из отдельных многопустотных плит в отличии от монолитного перекрытия этажа не является средой для распространения ударного/структурного шума. Шум такого рода при появлении локализуется в рамках отдельной плиты и не распространяется за пределы помещения по всему этажу или зданию. Здания с монолитными бетонными каркасами самые неблагоприятные в плане распространения структурных шумов. Поэтому я применяю перекрытия из отдельных плит с плавающими стяжками в качестве полов помещений.
Про окна и двери
В проектах вас удивит явная избыточность окон и дверей, как на внешних стенах домов, так и внутри них между помещений. Обычно мне сразу говорят – ну зачем вот в этой маленькой комнате вы запроектировали два окна?! Летом там будет жарко, а зимой это потребует дополнительных затрат на отопление…
Совершенно верно, но...
Но, я стараюсь придать гибкость своим проектам и повысить возможность адаптации их к конкретному участку и условиям. В проектах запроектировано максимально возможное количество окон (размеры) и дверей, как наружу здания, так и между помещениями. Дело хозяина после кладки коробки самостоятельно принять решения, какие окна и двери ему нужны – оставить и установить в них столярку, а какие ему не нужны — заложить. Размещение окон зависит от того как сориентирован дом по сторонам света, от вида из окон, от подветренной стороны, от эстетических факторов, и мало ли ещё от каких личных соображений хозяина. Например, там где жаркое лето, окон ориентированных строго на юг следует избегать, а там где не жарко окна на юг предпочтительно оставить и так далее… На то он хозяин чтобы решать.
С целью удешевления строительства хозяин, конечно, может сразу дать команду не реализовывать все запроектированные проёмы, но я так делать не советую, это лишает в дальнейшем возможности модификации дома. Например, было у вас окно на лес — теперь участок с лесом купили и поставили там 8 метровый забор. Вы это окно заложите и откроете окно на соседней стене которое допустим, было (и осталось) на дорогу. Когда вы строили дом — ясно, что вид на лес вы предпочли виду на дорогу, но теперь, когда вместо леса появился забор – теперь вы из двух зол выбираете меньшее — видеть, кто там куда поехал...
Аналогично — был вид на юг, теперь там лес и тень. Можно это окно заложить и открыть другое, допустим, на запад или восток. Всё больше толку оттуда теперь, чем с затенённого юга. И таких иллюстраций на заданную тему не счесть числа.
Это касается и дверных проёмов внутри здания – их запроектировано больше чем нужно, это позволяет вам самостоятельно выбирать актуальный вариант планировки и менять планировку в будущем, выбирая другие пути коммуникаций между помещениями.
Про разнообразие планировочных решений
Для повышения долгосрочной комфортности дома и его ликвидности в будущем я стараюсь адаптировать здание под различные нужды и социальный состав проживающих там людей. Время жизни дома долгое, поэтому дом должен быть адаптирован для жизни разных поколений семьи и разных возрастных составов.
Например, дом строит молодая пара. Сейчас они успешны, молоды и здоровы, у них рождаются дети… Один, два… а бывает и больше. Нужны детские комнаты, — они могут быть небольшими, но детям, по возможности, лучше жить в своих отдельных комнатах. Поэтому там, где возможно, сделаны планировочные решения для многодетных семей.
Дети выросли и разъехались из родительского дома – теперь родители уже не молоды им впору пожить в своём доме комфортней, чем раньше. Делить одну кровать на двоих как в молодости, — гормональный фон уже не тот, бурных ночей нет, больше дружба, чем любовь, больше храпов, чем любовных стонов. И у них есть возможность перепланировать этаж под своё раздельное проживание – разные спальни, разные санузлы, жене будуар, мужу кабинет...
Про отдельные родительский и детский санузлы
Просматривая планировки, некоторые недоумевают – а это зачем два санузла разных на одном-то этаже? Мы всю жизнь одним пользовались и ничего — никаких отрицательных эмоций не испытывал... Ну – говорю — и жили Вы раньше с родителями и дедушкой в двухкомнатной хрущобе 33,3 м² и вообще было счастливое детство. Объяснять это так же неловко и дико как «а зачем в машине вентилятор воздух гонит? Я раньше всегда окно открывал, когда душно и нормально…»
К слову, очень распространенная планировочная ошибка, когда делают на три-четыре жилых комнаты один санузел размером с комнату — метров 10-13 квадратных, ставят в одном углу унитаз, ванну диагонально и отдельно мойдодыр-умывальник. Типа круто как у буржуев на картинках... Зачем, говорю, вам так? Один в ванну на час залез – никто в туалет не сходит, а кто в туалет сходил — потом после этого ванну принимать не комильфо… не понимают люди, что это функционально разные помещения – ванна длительного пребывания комната, а туалет посещается быстрее, если пищеварение в порядке. В большой ванной комнате 13 м² холодно купаться – трудно прогреть, поэтому, чем делать одно большое помещение, лучше сделать два поменьше, но разных.
По возможности, планировочные решения предлагается с отдельным приватным родительским санузлом, вход в который осуществляется из родительской спальни. Доступен санузел ТОЛЬКО родителям из спальни, а общий – «детский» санузел доступен из общего коридора. Для многодетных семей есть варианты с отдельными санузлами для мальчиков и девочек.
Ванну и душевую кабину я стараюсь не размещать у наружных стен здания, эти стены граничат с улицей, а значит они холоднее внутренних стен — мыться у холодной стены будет некомфортно. Ванны и душевые кабины правильно размещать в глубине дома — в окружении тёплых внутренних стен. Отдельная страшная история когда, насмотревшись заграничных проектов, ванну размещают у окна - забывая при этом, что дом строится в нашем климате, а не в Калифорнии...
Про санузел с занижением пола
Проектное решение, которое заключается в понижении уровня перекрытия санузла на некоторую глубину относительно уровня перекрытия всего этажа, если санузел размещён над санузлом нижнего этажа, либо инженерной комнатой, либо прихожей, то есть помещением, высота потолка которого неактуальна и может быть уменьшена относительно высоты потолков на этаже в целом без ущерба для потребительских и эстетических качеств дома. Это позволяет устроить трап аварийного слива или организовать слив через напольный заниженный душ и занизить уровень чистого пола в конкретном санузле, допустим, на 5 сантиметров относительно полов всего этажа, что делает невозможным разлив воды в другие помещения при затоплении санузла.
Про жилую комнату на первом этаже
Старость не радость – ходить на второй этаж с годами становится труднее… Выручает (и повышает жизнестойкость) отдельная жилая комната на первом (ближайшем к земле по уровню) этаже, с близким, доступным санузлом и душем со сливным трапом в пол, без использования душевого поддона. Пожилым людям трудно и опасно перешагивать препятствия на мокрых поверхностях. Из этой комнаты неплохо иметь отдельный (летний) выход на улицу — воздухом подышать с минимальной высотой до земли.
В этой комнате должен быть оборудован отдельный прямой вытяжной вентканал не соединяющийся с другими вентканалами здания. Это нужно если кто либо заболеет заразным инфекционным заболеванием (типа короновируса), для того, чтобы помещение вентилировалось напрямую окно - вытяжной вентканал и воздух из этого помещения не уходил бы перетоком дальше в коридор и другие помещения здания. Так можно эффективно изолировать больного и ухаживать за ним не подвергая риску других жителей дома.
Про ориентацию здания по сторонам света
Там где это возможно, указана северная стена здания, там, где северная стена выражена неярко рекомендуется диагональное размещение дома (вдоль северо-востока или северо-запада).
Про дома с разноуровневой планировкой
В ряде случаев даже небольшой перепад уровня в 45-60 см с уровня входа до уровня основного – ПЕРВОГО этажа позволяет применить планировочное решение, когда вход (проход) в дом осуществляется под лестницей, ведущей на второй этаж. Это применено в проектах Изба-куб, Неман, Турье, Эльтон. Такое решение сильно экономит площадь особенно в небольших домах и эффективно использует внутренние объёмы на коммуникационное пространство. Перепад уровня в 40-60 см очень удобен для размещения на заниженном уровне инженерного помещения с котлами, работающими на систему отопления с естественной циркуляцией теплоносителя. В случае с планировкой в одном уровне требуется искусственное занижения котлов – помещение их в специально сделанный для этих целей приямок.
Дома с перепадом уровней в пол-этажа пригодны для участков на уклоне, они органично вписываются в ландшафт и экономят объёмы строительных материалов. Часто застройщик не видит уклона участка, не придаёт уклону должного значения, просто выравнивает участок и строит там дом обычной планировки.
Разница в 45-60 см это вообще не уклон – выровняем бульдозером! А разница в 1,5 метра… "обвалуем дом с другой стороны и сделаем террасы из блоков ФБС всего и делов-то"… Зачем же так грубо? Нужно "щательнее" подходить к вопросу "о перепаде уровней". Другое дело, что проектов с перепадом уровней или пригодных к использованию на уклоне очень мало, потому что они по определению сложней обычных, "плоских" домов. Вот я и решил улучшить положение в этом сегменте проектов. Люблю я работать со сложными объёмами…
На самом деле, если внимательно присмотреться, совершенно плоских ( как бильярдный стол ) участков практически не бывает, а уклоны конкретных участков, как правило, незаметны для нетренированного глаза неспециалиста на фоне общего уклона местности. Спрашиваешь человека – у вас ровный участок? – Да, ровный! Ну, может, есть перепад сантиметров 40-50. После измерения нивелиром выясняется, что перепад, который ощущался как 50 см на самом деле метра полтора. А то и больше…
Про балконы и навесы
Обратите внимание как много вариантов проектов домов с балконами. Ко мне часто обращаются с вопросом: «Вы сами писали в своих статья о вреде и бесполезности балконов в нашем климате? А тут мы видим другое...»
Я писал следующее: "Дома в испано-итальянском стиле накрыты пологой черепичной крышей, что для нашего климата совершенно неприемлемо (см. Крыши). Жилища обстроены балконами, галереями, открытыми и закрытыми террасами и прочими приспособлениями, являющимися убежищами от жары и убийственного летнего полуденного солнца: там тень и камень, дающий приятную прохладу.
У нас таких дней в году — по пальцам сосчитать. Во все другие дни балконы пустуют, там сумрачно, холодно и безжизненно, находиться там неприятно. Террасы затеняют дом, препятствуют проникновению света в комнаты. Владельцы домов по мере возможности застекляют эти балконы, пытаясь превратить их в помещения, представляющие хоть какую-нибудь практическую пользу. Посмотрите на остекление балконов и лоджий в городах.
Люди добрые! Не устраивайте в своих домах бесполезные балконы и лоджии! Не обкладывайте воздух кирпичами! Примените этот полезный строительный материал для создания теплых жилых помещений, которые, как и деньги, лишними никогда не бывают. Делайте прозрачные навесы из поликарбоната — они не затеняют помещений (летом) и защищают от осадков!"
То есть я писал о КАМЕННЫХ балконах и лоджиях, как у нас делают в городских домах и раньше делали в профсоюзных многоэтажных санаториях. Там где несущие стены дома по существу вынесены наружу, а в качестве пола используются стандартные плиты перекрытий или монолит. Такие балконы нам не нужны! Таких балконов в моих проектах нет.
В моих проектах балконы легкие, мягкие и тёплые наши родные ДЕРЕВЯННЫЕ. Они придают дому загородный вид, расслабляют, ассоциируются с природой и отдыхом. Они в отличие от кирпичных ваяний, недороги и достаточно долговечны, так как защищены от дождей и находятся под крышей. Балконы сильно украшают фасад и по-настоящему преображают внешний вид дома.
Дома я стараюсь обнести полезными навесами для имущества, для дров, особенно с северной стороны. Навесы от дождя из поликарбоната можно заменить выдвигающимися маркизами. Зимой на навесах из поликарбоната ляжет снег, и они будут затенять помещения, что нехорошо.
Я советую использовать клеёный брус для деревянного обустройства фасадов. Не так много уходит дерева на эти балконы, но обычное, сырое дерево трещит при высыхании, его крутит, его нельзя нормально ошкурить. Потому хоть клеёный брус и сильно дороже в абсолютном выражении но в целом, на фоне общих затрат, это мизер, а на фасаде он первый бросается в глаза и создаёт общее впечатление о доме. С ним все балконы будут красивые и долговечные.
И еще: делайте навесы там, где Вам угодно — это лёгкая конструкция, не связанная с капитальным строением. Вы никому докладывать об этом не обязаны…
Про окна вспомогательных помещений
Десять лет назад я старался проектировать как можно больше окон – хороших и разных, там, где их только можно разместить. Ясно, что окна в ЖИЛЫХ помещения – там, где люди находятся подолгу, нужны безоговорочно. Но я проектировал окна и окошки всюду, где была возможность – в санузлах, в кладовых, в гаражах, в постирочных... в прочих разнообразных ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ помещениях.
Нужны ли они там? Сейчас понял – НЕ НУЖНЫ.
Рассмотрим режим пользования помещениями: в жилых помещениях люди находятся долго, вспомогательными помещениями пользуются по нужде и проводят там времени несоизмеримо меньше.
Санузел занят – ну максимум пару часов в сутки даже в квартире, где проживают несколько человек. В коттедже люди, чаще всего, имеют несколько санузлов, каждым отдельным санузлом пользуются еще реже. К тому же, если люди работают не дома, то пользуются только утром и вечером.
Кладовые – зашёл – взял что нужно, ушёл. Люди в кладовой присутствуют несколько минут в сутки. Гараж – суть кладовая для машины, машина там стоит всё время, но машине, как и вещам, в кладовой не темно, машине свет не нужен ей и в темноте не скучно.
Цокольные помещения – бильярд, сауны, душевые, комнаты отдыха, — с точки зрения времени использования и специфики помещений окна там для света тоже не нужны (в парилке полезна форточка для проветривания). Смотреть из этих низких окон с точки зрения визуальной эстетики некуда, и сделаны они, как правило, выше уровня глаз. Только для естественного освещения они и служат.
А вот теперь про освещение – вроде хорошо, скажет читатель, — а пускай окно светит задаром всё время в помещение, хоть там нас и нет сейчас. Чего в этом плохого? Зашёл в гараж, а там подсветка из окошка, в туалет зашёл – тоже светленько… нормально так. Чем электричество тратить – свет всё время зажигать – свет он денег стоит! Окно это БЕСПЛАТНАЯ лампочка, которая горит всегда! И проветрить можно при необходимости. Вроде всем всё ясно… окнам быть.
Разберём ситуацию глубже. Окно это бесплатная лампочка только ЛЕТОМ, когда на улице тепло и когда на улице СВЕТЛО – долгий световой день. Зимой ситуация становится диаметрально противоположной. Световой день короток – до нескольких часов, причем днём людей в доме мало (если люди работают не дома). Лампочка-окно светит недолго, светит ни для кого. Для машины, которой нет (на ней уехали на работу), для вещей в кладовой, для унитаза, а когда приходят люди домой вечером им всё равно свет зажигать приходится. Лампочка зимой не бесплатная – она платная и даже очень! Теплопотери окон в 3-4 раза превышают теплопотери стен. Так обычное окно 1 м² теряет при морозе -20°С в час примерно 80-100 Вт тепла, это равносильно тому, что в нашей кладовой или санузле мы круглосуточно зимой держим зажженную лампочку в 100 Вт. Как будто мы забываем на всю зиму свет погасить в туалете…
Выходит, что зимой мы платим за этот "бесплатный" наружный свет, которого мало и когда он нам не нужен вполне конкретные деньги, которые сгорают в виде отопления.
Естественное освещение было необходимо, когда не было других источников света. Всё знают, как выглядят старые из тяжёлого красного кирпича фабричные фасады прошлого века, — высоченные окна до потолка, потолки высокие – чтобы естественный свет мог проникнуть как можно глубже в здание. Чтобы рабочий день сделать максимально долгим, холод работе не помеха, а вот в темноте люди работать, пока не научились.
В последние 10 лет ситуация с источниками освещения кардинальным образом изменилась, появились эффективные светодиодные светильники цены на которые стали доступны. Появилась надёжная бытовая электроника управления светом. Сейчас, для освещения вспомогательных помещений, достаточно источников света ничтожных мощностей в 10-20 Вт зажигающихся на короткое время необходимое для присутствия там людей. Вместо дорогой лампочки-окна лучше поставить недорогую светодиодную лампочку и источник бесперебойного питания на аккумуляторах на весь дом.
В кладочных планах домов я оставляю окна там, где это возможно – если вы считаете по-другому – ваше право сделать их. На зиму окна можно закрывать изнутри утеплённой заглушкой. Такой вариант также имеет право на жизнь. Как поступить решать вам.
Про панорамные окна-витрины
Таких окон в моих проектах нет. Витрины нужны и хороши в магазинах и кафе — потому так видно с улицы, что и как там внутри продаётся и как там классно — люди едят внутри аппетитно и нам тоже есть охота становится. Витрина — двигатель торговли... Хороши витрины в домах отдыха, в отелях, в бунгало в экзотических местах куда приезжают люди на время в новую для них обстановку отдохнуть-попутешествовать. А там вид на море, горы, водопад и прочую красоту для них невиданную — КЛАСС!!!
Для местных людей этот же вид уже ни о чём — они к нему давно привыкли, он им может, опостылел уже давно, им в свою очередь было бы, допустим, интересно побывать в том месте, откуда приехали вы — ёлки в снегу для них экзотика. Делать витрину в своём доме, по моему мнению, незачем. Потому, что такой сногсшибательной красоты снаружи, чтобы иметь стеклянную стену с повышенными теплопотерями и низкой вандальной устойчивостью, как правило, нет. Ну что там может быть видно? Огород? Забор? Зона отдыха – цветочки-лавочка? Даже если бы там был Ниагарский водопад, через неделю вы бы перестали на него обращать внимание, а через месяц он бы вас начал раздражать своим шумом. Когда смотришь даже на красоту несказанную годами, глаз «замыливается», картинка надоедает… А недостатки витрины остаются навсегда. Красота уже не радует, а грязь снаружи окна раздражает... Зима, за окном вообще большую часть времени темно, а от окна веет холодом…
Потому, други, я ЗА окна-витрины в туристических бунгало и отелях — это дома не для жизни, это дома-аттракционы для отдыха и развлечений! Нет туристов, да и хрен с ним, с этим домом, можно и заморозить — вам там самому не жить. Есть туристы — они оплатят любые теплопотери ради своего наслаждения — тока включайте им в счёт... В домах для ЖИЗНИ окна-витрины не нужны.
О применении стандартных лестничных маршей
В каменных домах должны быть каменные лестницы. Это пути эвакуации, они должны быть несгораемыми. Лестницы должны быть пологими и комфортными, это самое важное требование, которое я реализую в своих проектах. Как правило, высота подъёма ступени между жилыми этажами составляет 15-16 см., а глубина проступи 28-30 см. В случае лестниц во вспомогательные и хозяйственные помещения подъём может быть выше, но не более 18 см.
Я всегда являлся сторонником применения в строительстве изделий высокой заводской готовности, готовых плит перекрытий, перемычек и ригелей, лестничных маршей и других ЖБИ. Если с плитами и ригелями проблем нет, то насчёт лестничных маршей моё мнение изменилось. Редко где в проектировании можно использовать прямую лестницу с площадками по бокам, так как она занимает довольно большое пространство. Это хорошо применяется в домах, разделённых на пол уровня, в других случаях нужна более сложная лестница, которую приходиться отливать из бетона.
Выпускающиеся нашей промышленностью марши, которые достались ещё от хрущёвских домов, малы по высоте, и не совсем правильно устанавливаются в дома с межуровневой разницей 1,6 м (3,2 м от пола до пола). Потом приходится при отделочных работах корректировать уклон ступеней.
Строители безответственно относятся к высотным размерам дома, если размеры в плане они как-то понимают, что их нужно выдерживать, то к вертикальным размерам народ относится очень вольно. Плюс-минус 10 см высоты этажа – это вообще для них не принципиально, а марш уже проваливается или не влезает в отведённое ему пространство (он ведь не резиновый), поэтому многие мучаются с установкой.
Практика показала, что маркировка маршей от разных производителей тоже часто не совпадает – есть разночтения в циферках, приходится на заводе запрашивать опалубочный план марша, чтобы понять, в чём там разница и подойдёт ли он.
В целом, я пришёл к выводу что проще и быстрее отливать даже прямые марши на месте – размеры лестницы и подъем получается по факту сложенной коробки дома – у кого повыше, у кого длиннее. В панельном домостроении таких проблем нет – там все панели имеют одинаковую геометрию и дом по-другому не построить.
Применение прочих изделий ЖБИ, кроме лестничных маршей весьма оправдано.
Про отделку фасадов зданий
Все дома на показанных 3Д моделях имеют одинаковую отделку фасадов, они как бы одеты в одинаковую униформу, чтобы их можно было корректно сравнивать. Чтобы не было так — один дом, розовый, понравился жене только потому, что он розовый, а другие дома может они лучше подходят уже будут отвергаться ей… и бедный муж-подкаблучник ничего жене своей объяснить не сумеет! Ибо есть мнение её и есть неправильное... Потому у меня дома как в армии все в одной униформе - от Юдашкина... :-)))
Дополнительно рекомендую посмотреть это короткое видео про "архитектуру аттракционов и зелёную архитектуру".
Статья написана в Декабре 2016г