logo

О роли проекта в строительстве...

Стройка без проекта.

Это когда застройщик сам занимается строительством, делая это впервые, без проекта, на ходу придумывая и рисуя эскизы будущего дома на салфетке в ресторане. Приезжает на стройку, давая обрывочные указания рабочим - это делать так, это ставить там. Ни к чему хорошему такой метод не приводит - так можно построить садовый домик 5х6 метров, но не коттедж. Думаю, результат не устроит даже творца – хозяина дома. Этих шедевров у нас масса - есть на что посмотреть, дом Собакевича на таком фоне шедевром Гауди покажется.

Строительство данным методом весьма затратное, так как каждую вторую вещь приходится переделывать. Из-за отсутствия проекта постоянно переносятся перегородки, окна, двери, переделываются стены, крыша. Типа:

- Хозяин, где стену ставить?
- Тут!

Через неделю:

- А почему комната такая маленькая получилась? Вы где стену поставили?
- Тут.
- Почему тут?
- Вы сами показали тут!
- Что? Сам показал тут?! Я не мог показать тут, потому что, неужели непонятно что, комната маленькая получается? Как вы сами себе представляете, что мои собаки будут жить в такой комнате? Я что, конуру строю или, типа, дом?
Рабочие молчат, потупив взоры.
- Переносите стену вот сюда, а то чего-то коридор великоват.
- Хозяин, а за перенос стены доплатите?
- Почему я должен доплачивать? Это ваша вина! Не поняли, куда я стену велел ставить? Не соображаете, что комната маленькая получается? Вот и переделываете сами!

Рабочие думают: хозяин – скотина, уже четвертую стену за так переставляем.

Хозяин думает: рабочие – тупые, объясняешь, объясняешь им, показываешь – рассказываешь, а они всё делают не то и не так.

Постоянные переделки часто случаются из-за неправильного применения материала – не то купили, не с тем размешали, не так нанесли. При разнообразии строительных материалов, обилии надписей на заграничных языках да и просто сложных названий (фугенфюллер, например), у рабочих путаются мысли. В результате швы в потолке запросто могут шпатлевать плиточным клеем, а шпатлевкой для потолка могут начать затирать плитку в ванной. Самое интересное, что об этом вы узнаете только потом, когда это всё отвалится.

Вам это нужно?

Вам это не нужно! И…вы купили готовый проект, или вам его разработали индивидуально по всем правилам и законам архитектурного мастерства.

Стройка по проекту.

Вы думаете, что решили все проблемы?

Конечно!!!

Имея проект, сделанный по всем правилам архитектурного мастерства, проблемы, как нужно строить дом, вы решите только отчасти. Вы думаете, что в огромном талмуде из 56 страниц всё написано? Думаете, сидел интеллигентного вида бородатый архитектор, профессор, может быть доктор наук, мучился, как написать так, чтобы вам всё было ясно и понятно.

Нет, вы ошибаетесь! Архитектор как раз писал проект так, чтобы вы, по возможности, там ничего не поняли. Точнее наоборот, чтобы вы поняли всю свою ничтожность по сравнению с ним, во всяком случае в вопросах архитектуры и строительства, поняли, с каким грамотным профессионалом вы имеете дело, и что Вам теперь без него и шагу не ступить.

Вы сами с прорабом разберётесь в проекте только до 10го листа, поймете планировку, конфигурацию и основные размеры дома.

Остальные листы никому в этом проекте не нужны.

Почему???

Во-первых, потому что сделал этот проект архитектор по всем правилам и законам архитектурного мастерства и разобраться в нём (прочитать его грамотно) может только другой такой же архитектор или опытный прораб с высшим строительным образованием.

Если вы, как и подавляющее большинство застройщиков, ведете строительство хозспособом (самостоятельно), то вероятность появления на вашей стройке этих персон равна вероятности личной встречи с инопланетянином. Впрочем, если вы доверили строительство престижной и дорогой строительной фирме такие люди, безусловно, изредка курировать вашу стройку будут.

Во-вторых, потому что строить всё равно будут так, как может и умеет бригада нанятых вами рабочих или строительная фирма, как они делали раньше.

- Нет, если вы хотите сделать это именно так, как в проекте написано, мы, конечно, можем попробовать, но как всё получится….
- Вам нужны эксперименты? - Нет!
- Делайте как обычно, как умеете (и … никто еще не жаловался).

Материалы вы будете использовать не те, которые указаны в проекте, а аналогичные, которые вы сможете реально купить неподалёку и относительно недорого.

Например, пишут в проекте, что гидроизоляция такая-то не потому что она уникальная – необходимая именно для этого случая, а потому что это единственное название, которое девочка – выпускница ВУЗа нашла в предыдущих проектах этой архитектурной мастерской за 5 лет, потому что надо что-то написать типа: гидроизоляция кухни такая-то, потому что так положено.

- А другую можно использовать?
- Можно.
- А такую?
- Да любую, любую можно. Можно вообще без гидроизоляции! Если кухню сильно зальёт, то никакая гидроизоляция не поможет, а если - чуть, так она вообще не понадобится. Это же всё так, для проформы написано, для галочки!

А если что реально и нужно, то - простые трёхмерные картинки и понятные технологические схемы и рекомендации, объяснения, в какой последовательности, как и что делать, и какими материалами лучше пользоваться. На доступном русском языке, а лучше, на специфическом, понятном строителям сленге, а идеально - с подстрочным переводом на украинский и молдавский языки. Вашему прорабу необходимы незатейливые чертежи и простые схемы, которые он сумеет понять сам и на пальцах объяснить рабочим. Не сомневайтесь, таких материалов в проекте не будет!

Будут в проекте наукообразные надписи типа:

- штабели штабеливать штабелями;
- кровлю крыть кровельным материалом (очень важное замечание);
- покрытие делать в соответствии с СНИП 38 65/83 – от 78 года… (это как?);
- стяжку армировать в соответствии с ГОСТ 4851М3565/71…сталью марки … (а если марка другая, что будет???);
- красить изобутапеноакрилдиоксидной краской для улучшения адгезивных свойств в соответствии с ТУ 3874 (финская краска Песто подойдёт? А что такое адгезивных???)

Такие надписи и ценные указания ввергают в уныние даже людей с высшим техническим образованием (не говоря о гуманитариях), а ведь многие нынешние застройщики только школу с трудом кончили. А если начнём углубляться в ГОСТ и СНиП, то можно потерять остатки здоровья и вообще оказаться в Кащенко. Дальше в лес – больше дров!

- Хозяин, так как армировать будем? - спрашивает прораб, прочитав про ГОСТ.

Кто, если не бородатый архитектор, будет объяснять, рассказывать Вам и прорабу про ГОСТы, СНиПы и про марку стали, и про многое - многое другое, о чём он написал в проекте, за отдельную плату, конечно. Это называется авторский надзор - он реальных денег стоит.

Говоря вам «Архитектор писал», я ввожу вас в заблуждение. Архитектор, если он прилично выглядит (с материальной точки зрения), сам ничего давно не пишет, не рисует и компьютером не пользуется. Работает в его архитектурном бюро куча девочек молодых после института за копейки. Себя творческими поисками он особо не обременяет – накидает девочке эскиз на обрывке бумажки – иди, работай, через неделю посмотрим.

Что он на самом деле умеет делать – это работать с клиентом, щеки надувать, грудь богатырскую оттопыривать - отстаивать свою позицию. Грамотно обоснует всё, что хочешь, любую оплошность или очевидную конструкторскую ошибку своей молодой сотрудницы он выдаст за свой творческий поиск, новую концепцию, оригинальное решение, которое когда-нибудь оценят потомки. После, конечно, он ей сделает выволочку: «Ну ты там такого наворотила! Я перед заказчиком глазами хлопал – еле выкрутился! Хорошо, что клиент интеллигентный попался, ушёл, сделав вид, что ничего не понял».

Зачем тратиться на проект?

Действительно, а зачем? Любой наш человек - смекалистый и рачительный хозяин раскинет мозгом и законно подумает:
зачем платить деньги какому-то умнику, когда мне и так уже всё понятно, где, что и как, а если непонятно, так прораб пусть как-нибудь додумает (за что он деньги получает)! Распечатаю поэтажные планы с сайта - прораб их образмерит. Скачаю картинки – понятно будет, как дом, как крыша выглядит, и дело в шляпе!

Действительно всё так! Дом построят, в конце концов, и действительно он будет похож на трёхмерную модель! Но подумаешь только:

Ошибётся прораб пару – тройку раз с размерами, ну переделают фундамент чуть-чуть, всего сантиметров на 30-40, не больше!

Изделия ЖБИ немножко не те закажут-привезут (прикинули без учёта толщины стены), с кем не бывает! Ничего эти, я продам соседям - через год они строиться начнут, а 8 плит у них уже на огороде лежат, здорово!

Не догадались фундамент снаружи пенопластом утеплить, гидроизоляцию сделали, а утеплить только потом додумались, пришлось стяжку ломать - фундамент откапывать, утеплять, обратно закапывать - снова стяжку делать. Подумаешь!

Крышу только с третьего раза нормально сделали (довольно непростая она оказалась) на вид ведь так не скажешь! (Потом, лет через 5, крышу эту ёще раз переделать придется - угадайте почему?)

И так далее и тому подобное.

Ничего, построили ведь! Вот он стоит, свой – родимый!

Потом, правда, после строительства выяснится, что домик получился не садовый 5х6, а большой, настоящий - 270 м2! Его регистрировать нужно, чтобы документы на газ, право собственности, да и вообще, чтобы всё нормально – по закону сделать.

Заплатили штраф за незаконное строительство и выяснили: что проект на дом всё равно нужен! Его в местное архитектурное управление предъявлять необходимо, чтобы его там утвердили, чтобы в местной администрации разрешение на строительство получить!

Ничего, пришлось побегать пару месяцев – покувыркаться, поискать архитектора: чтобы тот, по планам БТИ и внешнему виду дома проект состряпал (который теперь ровным счетом никому не нужен). Беда прямо оказывается с этими архитекторами! Народ такой – ужас, одни амбиции! За работу эту никто и не берется! Все творчества желают, а такие работы нам, говорят, неинтересные! Нет, конечно, если вы заплатите за эту работу нам как за творчество (20 $/м2 х 270м2 = 5400$) то мы согласны, а так…

Нашел всё-таки и заплатил недорого 600$ всего, правда, архитектор оказался без лицензии – халтурка. Пришлось ещё за лицензию 400$ заплатить другой архитектурной фирме.

Решил все вопросы и подумал:

- на оплате проекта я сэкономил 2000$ - это плюс;
- на переделке фундамента потерял ... и неделю - это минус;
- на покупке не тех ЖБИ заморозил на пару лет (для соседа)... - это минус;
- на переделке крыши потерял ... и две недели времени - это минус;
- на утеплении фундамента пенопластом ... (нужно считать) - это минус;
- и так далее и тому подобное ... - это минус;
- штраф за незаконное строительство ... - это минус;
- всё равно сделал проект - два месяца хлопот и 1000$. - Это половина стоимости проекта!

Всё остальное - чистые убытки! Калькулировать экономический эффект нужно?

Скупой платит дважды...

Но дальновидный человек понимает, что это не всё. Это всего лишь материальные убытки, но кроме них существуют другой – ещё больший ущерб. Я имею в виду ущерб от того, что вам не спроектировали и что вы в результате не построили, о чём даже не догадываетесь.

Наивно ожидать, что кто-либо лучше автора реализует его собственные проекты. Мысли творческого человека лучше его самого реализовать не может никто по определению. Проект, осуществлённый автором, от подобного проекта, реализованного другим человеком, отличается так же, как настоящая картина от копии. Сэкономив на авторском проектировании относительно небольшую сумму денег, вы потеряете много больше.

О качестве проектирования.

Парадокс ситуации заключается в том, что многие наши архитекторы и дизайнеры оценивают трудоёмкость проектирования по старому - в листах. Больше листов – лучше, дороже проект. Ведь раньше вычерчивание чертежей (листов) было весьма трудоёмкой работой и, собственно, являлось одной из основных задач проектировщика. По иронии, многие до сих пор так эту работу и воспринимают. Думать и придумывать - для них, это не работа, это ничто, это не стоит нисколько! А вот чертежи рисовать - это да! Это - работа! В случае компьютерного проектирования смешно оговаривать, сколько и каких листов нужно сделать: имея проект в электронном виде за час можно пару сотен разных видов, разрезов и сечений распечатать. Потом при необходимости всегда есть возможность извлекать какие угодно дополнительные чертежи - это не трудно, это не стоит денег.

Денег стоит мысль, а не бумага! Впрочем, многие думают наоборот: мысль виртуальна, а вот бумага реальна! Ведь бумагу можно оценить и посчитать, а как оценить и посчитать мысль кто-нибудь знает? Ведь бумагу (чертёж) имеет право рисовать только дипломированный архитектор с лицензией на проектирование, а мыслить у нас без всяких лицензий и справок может кто угодно.

Как вы правильно понимаете, лицензия на проектирование не является гарантией качества этого самого проектирования, и преградой на пути недобросовестного, или неквалифицированного, или коммерчески-ангажированного проектировщика не служит. Как и многое у нас, лицензии продаются и покупаются, и стоят, между прочим, не так дорого. Сейчас в Москве в погоне за наживой можно грамотно, совершенно легально проектировать и абсолютно законно творить любое безумие, всё, что угодно, например, строить дома-небоскребы на болотистых почвах, которые потом … (вы догадываетесь), аквапарк - это первые цветочки, ягодки попозже созреют. Потом устроят разбор полётов и скажут: да, видимо, мы ошибались. Ну что же теперь делать, мы ведь не боги… Им самим в сооружениях этих не жить и не работать. Бизнесмены преследуют другие цели: добиться разрешения, спроектировать, построить, продать и на вырученные деньги попытаться забыть всё это как страшный сон, обосновавшись где-нибудь на Лазурном берегу Франции. В этой связи многим хочется, чтобы мыслить на такие темы было дозволено лишь избранным, в строго отведённых местах, имея на то профильное образование и разрешение (лицензию) властей, а сейчас этим заниматься могут все, кому не лень.

Европейские проектировщики смотрят на бумажные проекты как на источник ценного вторсырья - макулатурой считают. Сейчас такой проект на фоне компьютерных методов проектирования выглядит так же дико, как неразборчивая рукопись с помарками, в редакции модного журнала. Сейчас специалисту не уметь работать в архитектурной программе все равно, что не уметь писать. Документация делается на базе электронных моделей, есть модель – есть проект. Нет электронной модели - нельзя продемонстрировать объект в 3D виде, значит, пока ещё никому непонятно, что эта кипа бумаг собой являет. Эту «книжку с картинками» разбирать никто не будет! Кто может быть уверен в адекватности увиденного?

У нас потом со всем этим разбираются смекалистый прораб и рабочие уже на стройке. Обычная картина, когда архитектор постоянно вносит доработки и изменения. В Европе такая практика неприемлема. Со всевозможными коллизиями ещё на этапе проектирования безжалостно разбирается компьютерная программа. Бумажному проекту ещё нужно «сдать экзамен» компьютеру и превратиться в проект электронный, отвечающий стандартам и обеспечивающий надлежащее качество проектирования.

Я был на фабрике сантехнической арматуры Grohe в Германии, разговаривал с конструкторами. Они вообще чертежей не распечатывают и бумаг не имеют.

«Кому, – говорят, – мы бумаги эти показывать будем? Сами себе? Рабочим? Да нет у нас рабочих – всё делают станки-автоматы, им чертежи ни к чему, им управляющие программы нужны. Люди у нас только на выходном контроле и на упаковке заняты».

Скажете: «Стройка - это не завод». Не завод, согласен. Но любой мало-мальски грамотный прораб в Германии ездит по объектам с собственным ноутбуком и все вопросы может решить на месте. Чертежи ему тоже ни к чему – морока одна.

Сейчас у нас все, как один, утверждают, что занимаются компьютерным проектированием - делают проекты на компьютере. Где компьютерное проектирование, там и моделирование подразумевается. Короче не сомневайтесь: у нас всё тип–топ, круто!

Говоря так, вас вводят в заблуждение! Правильнее сказать, что они на компьютере не проектируют, а просто изготавливают документацию (листы рисуют). Ведь если выходным продуктом является красиво оформленный альбом чертежей (бумажный проект), в этом случае компьютерные технологии не более чем подручные средства, обеспечивающие достойное качество полиграфии. Многие рисуют в различных непрофильных программах, которые им удобнее в использовании, не выходя за рамки простейших функций. Автокад, например, часто используют как простой 2D редактор, гордо заявляя при этом: «владею Автокадом»! А владеют они, сами не подозревая о том, дай бог, двадцатью процентами от всех возможностей программы. Ведь 2D редактор - это кульман, только электронный. Автокад - программа очень мощная, но непрофильная - не архитектурная.

Если вам скажут, что было компьютерное проектирование, тогда должна быть трехмерная модель. Если её вам не показали или сказали, что её нужно делать дополнительно (за отдельные деньги), значит, полноценного компьютерного проектирования не было. Зачастую документация может быть выполнена в одной программе (2D редактор), а трёхмерная модель по этим чертежам делается в другой, дизайнерской программе 3DMAX, например. Вроде модель трёхмерная есть – всё нормально. В этом случае проектирование также нельзя признать корректным. Одно к другому отношение имеет весьма опосредованное: модель на объект проектирования похожа, но это не одно и то же.

Если это так, то в проекте могут быть допущены неточности, вплоть до принципиальных ошибок. В процессе стройки вы можете узнать много нового: стены не стыкуются, крыша не сходится, углы указаны одни - размеры другие, а получается третье. Иногда вообще ничего не получается, и начинается скандал: как переделывать будем, за чей счет (архитекторы - они люди небогатые, как правило). А так красиво было всё отпечатано: бумага хорошая - белая, чертежи красивые – чёрные, текста много всякого написано наукообразного. За этот красивый проект и деньги отдать не жалко!

При правильном - грамотном - проектировании в строительной программе трёхмерная модель имеется уже автоматически, ее можно увидеть, нажав на клавишу, и ничего специально делать больше не нужно!

Все вышеперечисленные ухищрения идут либо от недостатка квалификации разработчика, либо от отсутствия легальной, реально работающей в полном объёме программы, она денег стоит. Грамотно спроектированный в специализированной строительной программе дом - гарантия качества проекта, а не бумажных красот! Построенное будет соответствовать увиденному на экране монитора.

Другими словами, настоящий современный проект - это описанная на бумажных листах, детализированная в чертежах и материалах электронная трехмерная модель. Модель - первична, а чертежи - вторичны. Чертежи всего лишь отдельные фрагменты, иллюстрирующие модель, а не наоборот! Раньше, до появления компьютерных методов проектирования, бумажные чертежи, картинки и картонные макеты являлись единственным материалами – источниками информации, на основании которых можно было отчасти (в меру фантазии) составить представление о будущем сооружении, смоделировать объект в собственном воображении.

Представленные на сайте электронные модели домов станут проектами только после привязки дома к месту, к грунту, к конкретным строительным материалам и технологиям. Один и тот же дом можно реализовать по-разному: сделать фундамент из блоков или монолитный, стены сложить из пенобетона или из кирпича утеплив их снаружи, применить готовые плиты перекрытий или изготовить монолитные и так далее - вариантов масса… Спроектировать дом вообще – в принципе, и привязать дом к «воздуху», невозможно.

Статья написана в 2004 году.

О роли проекта в строительстве...

Яндекс.Метрика