Ответ: Толстые Американцы и свежий воздух.
Практически у каждого русского человека в родне кто-то прошел через "проволоку" или навсегда за ней остался.
А вот родственники Кречмера сообразительные были, громче всех кричали "Слава дорогому и любимому имярек" и остались живы, а благоприбретенный рефлекс передался по наследству. Искусственно выведеный подвид был назвал HomoSoveticus.
Это не обзывание. Термин введен Зиновьевыв. Понадергал с инета:
Книга "Советские люди", выпущенная Политиздатом в 1974 г., объявила, что Советский Союз – первое на земле царство свободы трудового человека, стал родиной "нового, высшего типа человека разумного – Хомо Советикус".13 Авторы книги с предельной ясностью подвели итоги блестяще завершенному эксперименту: миллионы лет эволюционировала клетка к Хомо Сапиенс – человеку разумному, на протяжении 60 лет шло его "очищение от скверны" и в Советском Союзе родился высший тип Хомо Сапиенс – Хомо Советикус, новая биологическая особь. В 1976 г. Брежнев рапортовал Двадцать Пятому съезду: советский человек – важнейший итог прошедшего шестидесятилетия.14
Захватив власть и начав строительство нового общества, большевики в качестве одной из своих главных задач поставили перевоспитание "массового человеческого материала, испорченного веками и тысячелетиями рабства, крепостничества, капитализма", т.е. осуществление антропологической революции.Была проделана колоссальная антропогенетическая работа, результатом которой стал хомо советикус - человек нового типа, существенно отличающийся от дореволюционной популяции русских людей.
Отличительные особенности хомо советикус:
· простота интеллектуально-эстетических вкусов и потребностей, обусловленная ударными темпами культурной революции и фабрикацией интеллектуального слоя посредством рабфаков и выдвиженчества. Художественное кино, советские песни и эстрада, цирк и спорт (особенно футбол и легкая атлетика) в 1930 - 1940-е гг. пользовались всенародной популярностью. Модернистские новации и философско-идеалистические поиски Серебряного века были осуждены как далекая от народа и классово чуждая мистика. Простота эстетических вкусов естественным образом сочеталась с политической наивностью и доверчивостью, уверенностью в правильности партийной линии и мудрости вождя, с жесткой догматичностью мышления;
· инфантильность,заключающаяся в сохранении взрослыми людьми подростковых ценностей, целей и мотивов поведения. Вспомним Маяковского: "Наша страна - подросток". Подростковый синдром характеризуется максимализмом и пренебрежением к практическим ограничениям, преданностью "своим" и нетерпимостью к "чужим", готовностью без колебаний жертвовать собой и приносить в жертву других, товариществом и подражательностью, стремлением воспринимать только приятное, а критику отвергать как клевету и ложь. Идентификация Вождя с отцом, всесильным и добрым, - также проявление инфантилизма;
· коллективизм - необходимая составляющая подросткового менталитета; его суть в ощущении себя не как самодостаточной единицы, а как частицы чего-то большого - класса, партии, производственного коллектива, в потребности быть со "своими", "каплей литься с массами", посвящая себя высокой цели, указанной Вождем. Наблюдательный К.И. Чуковский описал в своем дневнике советский коллективизм следующим образом: "Здесь собралось много молодежи, и она мне очень симпатична, потому что искренне горяча и деятельна, но она вся сплошная, один как другой... Ему дан приказ думать так-то и так-то, и он думает, а не было бы этого декрета - он руководствовался бы предыдущим декретом" (запись от 17 июня 1932 г.). Далее Чуковский - интеллигент дореволюционной выучки - делает многозначительное признание: "И может быть, это к лучшему, т.к. ни до чего хорошего мы, "одиночки", "самобытники" не додумались". Здесь Корней Иванович лукавит, потому что он хорошо знает прелесть уникальных творений Серебряного века. Но он прав, когда исключает из молодого поколения советской интеллигенции индивидуалистов-"самобытников";
· непритязательность и самоотверженность - неотъемлемое качество героического хомо советикус. Испытав голодное и холодное детство и не менее суровую юность, люди 1930-х - 1940-х гг. привыкли довольствоваться малым и покорно мириться с тем, что им постоянно чего-то не хватает. Советский простой и доверчивый человек был чужд мещанской корысти и эгоистической расчетливости; общественный долг заслонял личные интересы, и хомо советикус всегда был готов "умереть на своем посту".
По результатам всесоюзного исследования известный отечественный социолог Ю.А. Левада нарисовал следующий социально-психологический портрет простого советского человека: его простота "предполагала сложный набор взаимосвязанных значений: массовидный ("как все"), деиндивидуализированный, противопоставленный всему элитарному и своеобразному, "прозрачный" (т.е. доступный для контроля сверху), примитивный по запросам (уровень выживания), созданный раз и навсегда и далее неизменный, легко управляемый".
Хомо советикус может быть прекрасным исполнителем и стойким солдатом, но он не способен на вольный полет мысли и фантазии. Поэтому ему не нужны либеральные права и свободы, он не знает чувства собственного достоинства и ответственности перед самим собой, а не перед вышестоящей инстанцией. Демократическое самоуправление представляется ему опасным соблазном или еще одним бесполезным мероприятием.
Героическому хомо советикус не нужна и даже противопоказана цивилизованная демократия; для него привычной и питательной средой является военизированная административно-командная система.
Сообщение от Krechmer
Посмотреть сообщение
А вот родственники Кречмера сообразительные были, громче всех кричали "Слава дорогому и любимому имярек" и остались живы, а благоприбретенный рефлекс передался по наследству. Искусственно выведеный подвид был назвал HomoSoveticus.
Это не обзывание. Термин введен Зиновьевыв. Понадергал с инета:
Книга "Советские люди", выпущенная Политиздатом в 1974 г., объявила, что Советский Союз – первое на земле царство свободы трудового человека, стал родиной "нового, высшего типа человека разумного – Хомо Советикус".13 Авторы книги с предельной ясностью подвели итоги блестяще завершенному эксперименту: миллионы лет эволюционировала клетка к Хомо Сапиенс – человеку разумному, на протяжении 60 лет шло его "очищение от скверны" и в Советском Союзе родился высший тип Хомо Сапиенс – Хомо Советикус, новая биологическая особь. В 1976 г. Брежнев рапортовал Двадцать Пятому съезду: советский человек – важнейший итог прошедшего шестидесятилетия.14
Захватив власть и начав строительство нового общества, большевики в качестве одной из своих главных задач поставили перевоспитание "массового человеческого материала, испорченного веками и тысячелетиями рабства, крепостничества, капитализма", т.е. осуществление антропологической революции.Была проделана колоссальная антропогенетическая работа, результатом которой стал хомо советикус - человек нового типа, существенно отличающийся от дореволюционной популяции русских людей.
Отличительные особенности хомо советикус:
· простота интеллектуально-эстетических вкусов и потребностей, обусловленная ударными темпами культурной революции и фабрикацией интеллектуального слоя посредством рабфаков и выдвиженчества. Художественное кино, советские песни и эстрада, цирк и спорт (особенно футбол и легкая атлетика) в 1930 - 1940-е гг. пользовались всенародной популярностью. Модернистские новации и философско-идеалистические поиски Серебряного века были осуждены как далекая от народа и классово чуждая мистика. Простота эстетических вкусов естественным образом сочеталась с политической наивностью и доверчивостью, уверенностью в правильности партийной линии и мудрости вождя, с жесткой догматичностью мышления;
· инфантильность,заключающаяся в сохранении взрослыми людьми подростковых ценностей, целей и мотивов поведения. Вспомним Маяковского: "Наша страна - подросток". Подростковый синдром характеризуется максимализмом и пренебрежением к практическим ограничениям, преданностью "своим" и нетерпимостью к "чужим", готовностью без колебаний жертвовать собой и приносить в жертву других, товариществом и подражательностью, стремлением воспринимать только приятное, а критику отвергать как клевету и ложь. Идентификация Вождя с отцом, всесильным и добрым, - также проявление инфантилизма;
· коллективизм - необходимая составляющая подросткового менталитета; его суть в ощущении себя не как самодостаточной единицы, а как частицы чего-то большого - класса, партии, производственного коллектива, в потребности быть со "своими", "каплей литься с массами", посвящая себя высокой цели, указанной Вождем. Наблюдательный К.И. Чуковский описал в своем дневнике советский коллективизм следующим образом: "Здесь собралось много молодежи, и она мне очень симпатична, потому что искренне горяча и деятельна, но она вся сплошная, один как другой... Ему дан приказ думать так-то и так-то, и он думает, а не было бы этого декрета - он руководствовался бы предыдущим декретом" (запись от 17 июня 1932 г.). Далее Чуковский - интеллигент дореволюционной выучки - делает многозначительное признание: "И может быть, это к лучшему, т.к. ни до чего хорошего мы, "одиночки", "самобытники" не додумались". Здесь Корней Иванович лукавит, потому что он хорошо знает прелесть уникальных творений Серебряного века. Но он прав, когда исключает из молодого поколения советской интеллигенции индивидуалистов-"самобытников";
· непритязательность и самоотверженность - неотъемлемое качество героического хомо советикус. Испытав голодное и холодное детство и не менее суровую юность, люди 1930-х - 1940-х гг. привыкли довольствоваться малым и покорно мириться с тем, что им постоянно чего-то не хватает. Советский простой и доверчивый человек был чужд мещанской корысти и эгоистической расчетливости; общественный долг заслонял личные интересы, и хомо советикус всегда был готов "умереть на своем посту".
По результатам всесоюзного исследования известный отечественный социолог Ю.А. Левада нарисовал следующий социально-психологический портрет простого советского человека: его простота "предполагала сложный набор взаимосвязанных значений: массовидный ("как все"), деиндивидуализированный, противопоставленный всему элитарному и своеобразному, "прозрачный" (т.е. доступный для контроля сверху), примитивный по запросам (уровень выживания), созданный раз и навсегда и далее неизменный, легко управляемый".
Хомо советикус может быть прекрасным исполнителем и стойким солдатом, но он не способен на вольный полет мысли и фантазии. Поэтому ему не нужны либеральные права и свободы, он не знает чувства собственного достоинства и ответственности перед самим собой, а не перед вышестоящей инстанцией. Демократическое самоуправление представляется ему опасным соблазном или еще одним бесполезным мероприятием.
Героическому хомо советикус не нужна и даже противопоказана цивилизованная демократия; для него привычной и питательной средой является военизированная административно-командная система.
Комментарий